Главная » 2009 » Июнь » 14 » Ю.Мороз - Пособие для гениев
16:20
Ю.Мороз - Пособие для гениев
Можно совершенно уверенно заявить каждому читателю (к автору это тоже относится). Все, что мы делаем, — не то и не так. И происходит это из-за нашей умственной лености и нежелания отказываться от привыч-ных, неэффективных шаблонов и стереотипов. На самом деле, мы все очень ленивы. Очень легко бывает делать тупую, тяжелую физическую или интеллектуальную работу и очень трудно посмотреть на себя иссле-довательски.

Сплошь и рядом можно увидеть трудоголика, который с утра до вечера звонит по телефону, проводит деловые встречи, составляет и рассылает бумаги, не получает годами (!) приличных результатов, и умудряется не оставить себе ни одной минуты на анализ: почему же то или иное не сра-батывает?

Трудолюбие — это опасный миф. Тяжелая работа ложно оправдывает человека перед самим собой, семьей, сотрудниками. Упрекнуть такого человека за недостаточные результаты — это якобы несправедливо оби-деть. Ведь посмотрите, как он много работает.

Я думаю, что, наоборот, нужно отрицательно относиться к людям, кото-рые много работают. Они — лентяи, они не хотят делать небольшое ко-личество по-настоящему трудной, действительно эффективной работы, а предпочитают делать большое количество тупой, привычной работы.

Вторая причина трудоголизма — тщеславие. Я работаю больше, значит, я лучше вас.

Третья причина — желание избавиться в работе от тревожащих мыслей. Алкоголик для этого пьет, пока не свалится от опьянения, трудоголик работает, пока не упадет от усталости.

Тот, кто не может располагать
двумя третями дня лично для себя,
тот должен быть назван рабом.
Фр. Ницше

И правило Парето говорит: что бы вы ни делали, 80% вашей работы — бессмысленная растрата сил, времени и денег. Более того, так как ваши действия связаны с другими людьми, вы тратите и чужие силы, время и деньги.

Приведу аналогию с шахматами. Два новичка-шахматиста играют друг с другом и тратят огромное количество сил, времени, энергии и интеллек-та, чтобы выиграть. Но замените одного из них на мастера, и посмотрите — как быстро, легко, красиво, с шутками-прибаутками мастер будет вы-игрывать одну партию за другой. При этом он может еще и комментиро-вать ошибки противника, разрешать новичку вернуть ход назад в случае грубой ошибки, и т. п.

Вот и вопрос — стоит ли всю жизнь пыхтеть, как новичок, в простейших позициях, или начать повышать мастерство и получать удовольствие от игры? И выигрывать!

Стоит заметить, что мастеров в жизни считают везунчиками, лентяями (они ведь не работают, как лошади), и пытаются объяснить их успех чем угодно, кроме мастерства.

Система обучения, построенная на разбиении на элементы, а затем их синтезе, обрекает на уровень ремесленника, на выполнение функции, и лишает человека возможности стать Мастером.

Поэтому стать Мастером можно (в том числе и в творчестве), только не расчленяя мастерство на части, принципы, техники, методики, и т.п., а схватив суть целиком.Ремесло предполагает отсутствие творчества, рутинную процедуру. И, наоборот, мастерская работа — это проведение стандартной, казалось бы, процедуры, всегда по-новому, творчески, так как каждая ситуация уникальна и нет похожих друг на друга ситуаций. Ситуация для Мастера наполнена новизной, для ремесленника — привычным. Глаз Мастера на-ходит отличия, глаз ремесленника — совпадения. Мир Мастера — изме-няющийся, мир ремесленника — повторяющийся.

Расчленять — превращать в ремесло. А в целом описать процесс при по-мощи слов почти невозможно. Человечество все-таки нашло несколько форм, претендующих на это, Это афоризмы и короткие двух-, трех-, че-тырехстрочные стихотворения — например, японские танка. Приведу несколько афоризмов.

Умение отказаться от выполнения
несущественных дел является
решающим условием для успеха.
Маккензи.

Организации существуют по одной причине:
чтобы помочь людям сделать то,
что в одиночку каждому было бы не под силу.

Тщательнее всего следует
проверять правильность суждений,
которые кажутся нам очевидными.

Избегайте тех, кто старается
подорвать вашу веру в себя.
Эта черта свойственна мелким людям.
Великий человек, наоборот, внушает вам
чувство, что и вы сможете стать великим.
Марк Твен.

Если нет дальнейшего роста,
значит, близок закат.
Сенека.

Подчиниться или подать в отставку.
Правило управления.

Идите и делайте; вы всегда
успеете оправдаться позже.
Грейс Хоппер,
контр-адмирал США.

Труднее командовать,
чем подчиняться.
Илья Шевелев.

Управлять значит
приводить к успеху других.

Проблема дается нам
не для жалоб, а для решения.
Р. Хен,
профессор.

Любое действительно эффективное правление
на поверку оказывается диктатурой.
Гарри Трумэн,
бывший президент США.

Немногие человеческие существа
способны устоять перед
лестью восхищенного внимания.
Джек Вулфорд.

Лучше целить в совершенство и промахнуться,
чем целить в несовершенство и попасть.
Т. Дж. Уотсон-старший,
первый президент IBM.

Мысли, как урожай, нужно снимать вовремя.

Об уме человека вернее судить
по его вопросам, нежели по его ответам.

Немногие думают чаще,
чем два или три раза в год.
Я добился мировой известности
благодаря тому, что думаю
раз или два в неделю.
Бернард Шоу

Пробным камнем первоклассного интеллекта
является способность удерживать в уме две
противоположные идеи одновременно и все-таки
сохранять возможность действовать.
Ф. Скотт Фицжеральд.

У кого нет идей, тот не видит и фактов.

Если у Вас хватило ума поставить задачу,
у Вас должно хватить его и на то,
чтобы разрешить ее. По интеллектуальному
напряжению эти две стороны решения
приблизительно равны.
Илья Шевелев.

И после плохого урожая нужно сеять.
Сенека

Успех — это переход от одной неудачи
к другой с нарастающим энтузиазмом.
Уинстон Черчилль.

Я слишком хорошо знаком с разочарованием,
чтобы огорчаться по этому поводу.
А. Линкольн

Никогда не нужно стыдиться самой неудачи,
стыдиться нужно страха перед неудачей.

Кто говорит, не думая, тот умрет, не болея.
Карякская пословица

Для того, чтобы разрушить ум ученика, Мастера Дзена использовали за-дачки (коаны), которые неразрешимы для ума, но просты для того, кто отбросил ум. Приведу известный коан.

Все знают, что такое хлопок двумя ладонями. Но что такое хлопок одной ладони? Это неразрешимая задача, но и у неразрешимой задачи есть ре-шение. Именно его и должен найти ученик. Обдумывая коан иногда го-дами, ученик доходил до жесточайшего стресса, понимал всю ограни-ченность интеллекта, отбрасывал его и тогда ему открывалась реальная картина мира. И он после этого знал решение любой неразрешимой зада-чи.

Есть два подхода во взаимодействии ученика и учителя. Я бы назвал эти два противоположных подхода так:

1. ТО.
2. НЕ ТО.

Что я имею в виду? Обычный способ обучения таков: делай то, делай это, делай так. Мастера Дзена обучают противоположным способом. Какой бы ответ на коан не принес ученик, он всегда получает ответ: «НЕ ТО» Вопрос «А как правильно?» не будет удостоен даже движения бровью.

В чем разница? Способ обучения «НЕ ТО» ориентирован на личное раз-витие. Способ обучения «ТО» направлен на получение результата. Пусть не гениального. Но если делать ТО и так, будет то-то. Это было бы не-плохо, если бы не конкуренция. Если вы умеете ТО, что может каждый, ваше умение оплачивается на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже.

Способ «ТО» успешный предприниматель применяет по отношению к своим сотрудникам. Способ «НЕ ТО» — по отношению к себе. По тексту вы можете заметить, что я иногда излагаю экспертные знания (ТО), а иногда отрицаю привычные подходы, но не даю правильного ответа (НЕ ТО). К сожалению, если всю книгу написать с точки зрения «НЕ ТО», то это даст личное развитие, но не поможет читателю с точки зрения ре-зультатов. А способ изложения «ТО» дает результаты, но не дает разви-тия.

Принцип НЕ ТО имеет и более глубокий смысл. Если вы добились того, чего вы хотели, то есть получили ТО, что хотели, то принцип НЕ ТО тут же проявится. Вы почувствуете, что ТО вас уже не радует: что-то НЕ ТО. Если же у вас не получается ТО, но вы пытаетесь получить ТО любой ценой, то получите глобальное НЕ ТО.
Категория: Полезное и познавательное | Просмотров: 1256 | Добавил: oktavaa | Теги: Ю.Мороз - Пособие для гениев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar