17:51 Как увеличить свой словарный запас.Способы быстрого запоминания.Техники. | ||||||||||||||||
Количеством и разнообразием употребляемых слов определяется грамотность и профессионализм говорящего. На запоминание новых слов уходит достаточно много времени и сил. И зачастую возникает проблема извлечения их из памяти. С чем это связано и почему когда-то тщательно выученные слова забываются? Ученые различают три отдела памяти по времени ее действия: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная. Краткосрочная память отвечает за восприятие и обработку информации в момент ее получения и дает возможность ее воспроизводить в течение ближайших 24-48 часов. Среднесрочная память позволяет воспроизводить информацию, полученную за последние один-два месяца. Долгосрочная память хранит полученную информацию всю жизнь. В зависимости от того, каким образом или методом преподносится, воспринимается и с какой частотой повторяется информация, она попадет в разные отделы памяти. По частоте использования и воспроизведения полученной информации память разделяется на активную и пассивную. Любая информация, полученная даже случайным образом, заносится в пассивную память. ![]() Существует достаточно много методик увеличения словарного запаса, однако, как показывает практика, некоторые из них эффективны, а некоторые нет. Процесс запоминания новых слов следует организовывать таким образом, чтобы они попадали в отдел долгосрочной активной памяти. Методы, описанные в статье, ориентированы на увеличение словарного запаса иностранных слов. Но при этом МирСоветов должен заметить: все, что мы будем советовать ниже, вполне можно использовать для пополнения словарного запаса родного вам языка. Заучивание слов «столбиком»![]() Например, в школе, в институте, на работе дается задание выучить определенный объем слов, список которых прилагается. Усугубляют ситуацию сжатые сроки выполнения задания. Так, например, любой студент накануне перед сдачей начинает зубрить список на несколько десятков, а то и сотен незнакомых слов. Бесспорно, к назначенному сроку все слова будут выучены и сданы… Вопрос только в том, какое количество из этих слов будет действительно запомнено с возможностью их употребления в будущем. Вот тут МирСоветов должен подчеркнуть минус такого метода. Дело в том, что при этом заучивании слов «столбиком» активизируется краткосрочная память, в результате чего информация может воспроизводиться всего несколько дней. Если выученные подобным способом слова не будут повторены на следующий день и через день, то они перемещаются в отдел долгосрочной пассивной памяти. Остаточный эффект этого метода проявляется при чтении книг, переводе текстов и т.д., – большинство слов, встречающихся в тексте, оказывается знакомыми, но перевод их не удается вспомнить. Метод двадцать пятого кадра![]() Эта методика широко применяется создателями рекламных роликов, поскольку именно таким образом целевая аудитория психологически «накручивается» до необходимого состояния и становится потребителем. Что касается эффективности данного метода при изучении иностранной лексики, то практические результаты оставляют желать лучшего. К тому же со временем, если постоянно прибегать к методу 25-го кадра, появляется тот же эффект трудности восприятия, что и при заучивании слов «столбиком», поскольку информация лишь заносится в память, и отсутствует фактор, дающий возможность ее оттуда извлечь. Среди людей, изучающих иностранный язык, к методике 25-го кадра обычно прибегаю лентяи, которые уверены, что таким образом они не только загоняют новые слова в память, а и экономят при этом время. Но, как известно, переучить гораздо сложнее, чем выучить с нуля. «Записки»![]() Берется упаковка цветных стикеров. С одной стороны стикера пишется слово, с другой – его перевод. Если слово имеет несколько значений, МирСоветов советует составить и записать на стороне с переводом предложение только с одним из его значений. Остальные значения таким же образом включать в процесс изучения немного позже, когда предыдущее значение хорошо усвоится. Стикеры можно расклеить по всему дому (на холодильнике, на дверях, на зеркалах, на мониторе и т.д.) в местах, которые постоянно мелькаю у вас перед глазами. Также «записочки» можно носить с собой и постоянно перебирать в свободные минуты (например, при езде в транспорте, ожидании очереди и т.д.). В этом методе частично присутствует эффект двадцать пятого кадра. Однако, эффективность увеличения словарного запаса обеспечивается тем, что при создании «записок» включается и память воспроизведения, поскольку новые слова и их перевод пишутся от руки. Расширение синонимического ряда![]() Тетрадь синонимов нужно не просто вести и постоянно пополнять, увеличению вашего словарного запаса поспособствует и ее пролистывание время от времени, полезно также составлять с синонимами предложения и словосочетания. Синонимы должны постоянно вращаться в вашем подсознании. Если вы услышали или увидели где-нибудь какое-то слово, мысленно подберите к нему синоним, если такового не нашлось в вашем арсенале слов, МирСоветов советует обратиться за помощью к словарю. Для чего вообще это необходимо делать? В первую очередь, для того, чтобы впоследствии легко и просто читать художественную, научную и другую литературу, поскольку в любой литературе используется максимальное разнообразие лексики. Во-вторых, владение широким синонимическим рядом позволяет более точно и экспрессивно выразить свои мысли в устной речи. К тому же при большом словарном запасе (в том числе и запасе синонимов) увеличивается и скорость речи. «Погоня за словами» (работа со словарем)![]() При изучении иностранных слов таким методом очень важно запоминать, с какими предлогами и в каких оборотах используется то или иное слово. Как уже говорилось на МирСоветов, все методики, в том числе работа со словарем, может помочь и в увеличении словарного запаса родного вам языка, в данном случае русского. Достаточно вооружиться большой советской энциклопедией и/или толковым словарем (Даля, Ожегова, Ушакова или др. на ваше усмотрение). Тематические карточки![]() Для тематических карточек лучше использовать плотные листы бумаги форматом А5. Из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются в столбик с нумерацией (можно и даже лучше писать в два столбика – в зависимости от размашистости почерка). На одной карточке пишутся слова только на иностранном языке, на второй такой же карточке пишется их перевод лишь с тем значением, в котором это слово употребляется в данном тексте. Список слов, записанных на карточке по какой-либо теме, можно постоянно дополнять новыми словами по этой же теме, встречающимися впоследствии в других текстах. Но МирСоветов не рекомендует создавать отдельную карточку на каждый новый текст, конечно же, нет. Если вам попадается текст на тему, на которую уже заведена карточка, продолжайте ее дополнять. В конечном итоге слова будут сгруппированы по темам, их можно будет легко и быстро находить и использовать как при чтении книг, так и в устной речи. Это метод увеличения словарного запаса в достаточно короткие сроки приносит свои плоды, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании срабатывает память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Метод ассоциаций![]() Как правило, этот метод хорошо использовать при обучении иностранному языку детей, а также людей, которым тяжело дается изучение языка как такового. Методом ассоциаций в таком случае можно учить не только слова и словосочетания, а и правила грамматики, представляя грамматические конструкции таблицами, схемами, графиками и т.д. Чтение без перевода![]() При чтении нового текста выписываются все незнакомые слова без перевода. Текст закрывается, напротив каждого нового слова пишется его перевод. Несколько раз стоит прочитать слова с переводом, но не зазубривать их. Достаточно, чтобы сформировалась общая идея текста. Далее МирСоветов рекомендует сделать следующее. Вы откладываете слова с переводом в сторону и пытаетесь прочитать текст, не подглядывая в перевод слов. Если вы все-таки не можете вспомнить перевод какого-то слова, постарайтесь подобрать его по контексту. А если и это не удается, то подсмотрите в записи. Таким образом, текст нужно вычитывать до тех пор, пока вы не запомните почти дословно его содержание. И в качестве закрепления выученных слов необходимо несколько раз прочитать текст, не переводя ни одного слова в нем (читать так, как будто бы вы читаете не иностранный текст, а текст на родном вам языке). Данный метод занимает достаточно много времени и сил, однако, очень эффективен не только для увеличения словарного запаса, а и для развития скорости мышления на изучаемом языке, а также для восприятия получаемой информации. Метод изучения слов «Чтение без перевода» дает возможность не только запомнить неизвестные слова, а и научиться «думать» на иностранном языке, что очень важно при общении с носителями языка. Сочинения и изложения![]() Изложение – это пересказ текста. Поначалу следует делать его письменно, а со временем и устно. При пересказе текста МирСоветов рекомендует максимально использовать характерную для него лексику, а не пользоваться уже имеющимся запасом слов. Для этого предварительно с текстом нужно хорошенько поработать: прочитать, перевести и выписать незнакомые слова и выражения, а затем переходить к употреблению новых слов в изложении. Научившись и овладев техникой написания изложений, можно переходить к написанию небольших сочинений. Для этого берется группа новых слов (слов 25-30) и с ними составляется рассказ на любую тему. При этом может возникнуть небольшая сложность, в которой и заключается максимальный эффект данного метода. С новым словом придумать предложение не проблема, а вот составить связный текст с группой слов – уже посложнее. Для начала, возможно, стоит ограничиться 10 новыми словами, а с каждым последующим сочинением увеличивать их количество. Календарь повторения лексики (календарь памяти)![]() Как же правильно составить календарь памяти? Для наглядности МирСоветов предлагает вам воспользоваться таблицей следующего содержания:
Несложно подсчитать, что полный цикл запоминания информации составляет почти три месяца. Но это не значит, что три месяца нужно учить лишь одни и те же слова. Группировать лексику желательно по темам. И начинать цикл изучения каждой темы не в один и тот же день. Если уже выбран данный метод увеличения словарного запаса, то стоит строго придерживаться графика повторения лексики и не пропускать ни одного обозначенного дня, тогда эффект будет максимальным. Живое общение с носителем языка![]() Благодаря общению с носителями языка, кроме новых слов, вы будете перенимать манеру говорения, мимику и эмоции, наладится произношение и восприятие чужой речи. Помимо этого очень важным аспектом являются диалекты и разговорная лексика, которые присущи живому общению. Общаться с носителями можно в так называемых «спикинг клабах», которые обычно организовываются на курсах изучения иностранных языков. Помимо этого стоит участвовать во всевозможных конференциях, которые посвящены разнообразным проблемам и, как правило, проводятся на иностранном языке с участием иностранных спикеров. Там же, на конференциях можно и самому сделать доклад, потренировавшись выступать перед публикой. Как правило, после каждого доклада идет бурное обсуждение высказанной проблемы, где у вас сразу же появляется несколько иностранных собеседников. При этом сразу же можно комбинировать с другим методом увеличения словарного запаса – «Тематические карточки» – записывать услышанные незнакомые для вас слова, а после узнавать и выписывать их значение. Подытоживая, нужно заметить, что ни один из методов не является эффективным на 100%. Все зависит от индивидуальных особенностей памяти и восприятия каждого человека. Стоит попробовать каждый из методов и выбрать один или несколько из них, которые максимально соответствуют способностям и комфортны в использовании. | ||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |