Ребенок идет в школу, а для родителей начинается «веселая жизнь»: делать уроки вместе или не обращать внимания? Решить все быстренько за «этого олуха» или заставить самого додуматься и переписать все в седьмой раз? Идти ругаться с учительницей за то, что слишком много «двоек», или за то, что подозрительно много «десяток»? Да, 1 сентября — день начала новой жизни не только для школяров, но и для их родителей, которые очень часто весьма и весьма непродуктивно относятся к учебе своих детей.

1-й вариант: «Учится папа за Васю весь год...»

Такую позицию чаще всего занимают амбициозные и нетерпеливые родители. Школьные успехи ребенка — предмет их особой гордости. А неудачи — болезненный удар по самолюбию. Такие родители не допускают, что учеба, как и любое новое дело, не обходится без трудностей и ошибок. И тут начинается знакомая песенка: «Задание должно быть выполнено на отлично» — а терпения толково объяснить и помочь нет! Результат: проще все сделать самому.

А ребенок? Он пожинает плоды «добрых намерений», которые известно куда приводят. Ему преподаются уроки безответственности («Зачем напрягаться, если можно попросить папу, который все сделает»), нечестности (можно чужое выдать за свое); честолюбия и гордыни (папа все сделает идеально, и меня похвалят).

2-й вариант: «Наш идеал — спартанец»

Этот стиль воспитания присущ строгим родителям, которые всего в жизни добивались с большим трудом и только своими силами. Суть этого подхода легко будет понять, если представить, как отец-«спартанец» учил бы ребенка плавать: бросив в воду со словами: «Плыви!» Выплыл — молодец, не выплыл — сам виноват. Так же и с учебой. Справляешься — хорошо, не справляешься, что-то не выходит — твои проблемы, ты их и решай!

Такой вариант хорош для сильных детей. И оправдан в том случае, когда ребенок помимо прочих дарований обладает еще и великолепной приспособляемостью к новым условиям. Если жесткая адаптация прошла успешно, то у ребенка, помимо успехов в учебе, разовьются ответственность, самостоятельность и самодисциплина.

Но! Если ребенок тяжело привыкает к новому, то родительское невмешательство принесет не пользу, а вред. Так как стресс от новизны только усугубится беспомощностью. Не оказанная вовремя помощь может привести к тому, что ярлык неудачника пристанет к вашему ребенку надолго, если не навсегда.

3-й вариант: «Контроль и учет»

Такую тактику чаще всего избирают те родители, которые не привыкли доверять своим детям. И если родители-«спартанцы» зачастую переоценивают возможности своего ребенка, то «контролеры», напротив, склонны к перестраховке. Их главный тезис: «Не проверишь — не сделает, не заставишь — не выучит!» А ведь недоверие к ребенку столь же вредно, как и переоценка его сил. И не удивительно, что при столь жестком контроле учеба будет идти из-под палки. Ведь то, к чему принуждают, невозможно делать с удовольствием.

В результате ни о какой самостоятельности ребенка не может быть и речи. Не говоря уже о творческой личности. В лучшем случае это будет покорный исполнитель.

4-й вариант: «Ах ты мой недоросль»

Такое отношение больше всего свойственно мамам и бабушкам, которые усиленно сопротивляются взрослению любимца. К школе они относятся неодобрительно, чуть ли не враждебно. Нагрузка, по их мнению, чрезмерна. Ранец слишком тяжелый, заданий чересчур много. Ребенка под любым предлогом стараются оставить дома. Следят, чтобы он не перетрудился. За посредственные работы требуют от учителей отличных оценок. Одним словом, перечтите детство Илюши Обломова — портрет один к одному.

Главный и общий для всех совет

Для того чтобы правильно относиться к учебе ребенка, нужно четко представлять себе, как соотносятся требования школы с возможностями именно вашего сына или дочери; что такое процесс адаптации к школе и что могут и должны сделать родители, чтобы он протекал с минимальными потерями.