Когда у человека возникает проблема с азартными играми, она, как правило, существует совместно с другими психологическими проблемами и, по сути, часто является признаком более глубокой проблемы. Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду.
Несмотря на весь свой техногенный «модернизм», технология быстрого порабощения личности может быть полностью объяснена в рамках классических постулатов нейрофизиологии, в свете учения Павлова о рефлексах и Ухтомского о доминанте. При игре на автомате у человека искусственно формируется так называемая рефлекторная дуга (по Павлову). Технология этого процесса доходчиво объясняется в рамках учения Ухтомского о доминанте — особом факторе, определяющем жизнедеятельность организма, конечно, с учетом новейших исследований так называемой «пластичности мозга», под которой понимают возможность органического изменения физиологии мозга в зрелом возрасте под влиянием ряда факторов жизнедеятельности. Научная медицина базируется на этих учениях для объяснения протекающих в человеческом организме процессов ради помощи человеку в болезнях. Но если взять то же самое в целях искусственного формирования самого заболевания, то для «злоумышленников от науки» открываются поистине уникальные перспективы. Это мы и видим на примере игровых автоматов.
Напомним, как академик Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы. Собакам давали мясо и зажигали лампочку. При виде мяса у животных начинала течь слюна. Потом лампочку стали зажигать без кормежки. Однако слюноотделение у собак все равно появлялось, так как у них выработался условный рефлекс на свет лампочки.
У игроков тоже вырабатываются условные рефлексы. Только принципы их формирования скрупулезно продуманы с точки зрения нейрофизиологии и базируются на самых передовых кибернетических технологиях. Представим себе в общих чертах ситуацию игры. Садится человек перед автоматом, бросает деньги — зажигается лампочка. Он внимательно смотрит на крутящиеся барабаны, нажимает соответствующие кнопки. Каждый момент выигрыша сопровождается характерным звуком и цветовыми вспышками. Потом высыпаются деньги. Это опять же сопровождается цветомузыкой. На первый взгляд, схема та же: лампочка — мясо — слюна. Условный рефлекс у собак вырабатывался в среднем всего за 12 опытов.
А здесь не собака, а человек. Причем в состоянии аффекта, совершенно открытый, обуреваемый страстями. За одну ночь он повторяет одну и ту же операцию тысячи раз! И все это в музыкальной атмосфере, при невероятном количестве миганий, морганий, звуковых эффектов. Денежки бросил — зажглась лампочка. Кнопочку нажал — закрутились барабаны. Получил выигрыш — зазвенели монетки. Денежку бросил — зажглась лампочка...
При многократном повторении подобных действий неизбежно вырабатывается ряд подсознательно реализующихся рефлексов. Хотя есть и другие факторы. Здесь все далеко не так просто. Каждый предмет в игровом салоне, да и сама его атмосфера самым точным образом продуманы именно с точки зрения формирования условных рефлексов у игроков. Это можно сравнить с лабораторией, где изучаются раздражители, оказывающие влияние на механизмы нервно-психической деятельности человека. Следствия подобного рода экспериментов над человеческой личностью мало изучены.
Но медикам, специализирующимся на профессиональных заболеваниях, хорошо известно, что у людей, монотонно выполняющих одну и ту же операцию (к примеру, на конвейере), возникает ряд функциональных нервно-психических расстройств. Одно из проявлений такого рода патологии: больной маниакально стремится к повторению этой операции, в его сознании постоянно прокручиваются одни и те же действия. Уже отсюда можно сделать ряд выводов.
Кроме того, не стоит забывать, что человек, обуреваемый страстями и не противящийся им, уподобляется животному — высокоорганизованному в смысле своей нервной деятельности. А первая сигнальная система, на которой базируется формирование условных рефлексов, как раз является общей для людей и для животного мира. Ну, а вторая сигнальная система, которая предполагает логические действия и могла бы воспрепятствовать формированию условных рефлексов, в данном случае подавляется пивом, другими спиртными напитками и, главное — подчеркну еще раз! — необузданной страстью. Не зря в игровых салонах обязательно продается спиртное. Это тщательно продуманная, комплексная система, целиком и полностью направленная на то, чтобы сформировать у человека, попавшего в салон, болезненное, неуправляемое состояние, приводящее к зависимости. Даже в рекламе, находящейся вне салонов, заложены специальные «ключи», открывающие доступ к подсознанию игроков. Мельком брошенный взгляд на рекламу вызывает у лудомана целый ряд рефлексов — глубоких, не контролируемых сознанием...
Нужно особо отметить существенный нюанс. «Однорукие бандиты» появились лет тридцать назад, но формы зависимости, существовавшие у игроков тогда и теперь, существенно разные. И это различие появилось, когда механические аппараты стали базироваться на компьютерных технологиях. Современные игровые автоматы по сути представляют собой суперсовременный компьютер, где учтены все возможные факторы психофизиологии человека. Специалисты пишут о возможности формирования при общении с компьютером целого ряда психических механизмов, искусственного вызывания тех или иных эмоций, активизации или, наоборот, замедления тех или иных психических процессов...
Разного рода тренинги, основанные на компьютерных технологиях, позволяют невероятно быстро (по сравнению с недавним прошлым) достигать цели в развитии профессиональных и иных навыков. И точно так же «общение» с компьютером позволяет невероятно быстро и целенаправленно вызывать своего рода «управляемые патологии». Ведь компьютер и человеческий мозг в некотором смысле как бы «родственники», и именно этот факт по мере развития кибернетических систем открывает соответствующие возможности «общения». О перспективе такого «общения» не хочется и говорить.
Наши исследования и выводы базируются на конкретной практике работы с лудоманами и накопленных статистических данных. Только так южно объяснить некоторые вещи. К примеру, многие наши пациенты рассказывают одно и то се: «Иду по дороге, ни о каких автоматах не думаю, никакой тяги к ним нет. Но внезапно разворачиваюсь и иду играть. Сам не понимаю, как это со мной происходит».
Человек идет в институт или на работу. Потом провал в памяти, и он — уже в салоне игровых автоматов, который может находиться совсем в другом конце города. То есть добрался он туда в каком-то сомнамбулическом состоянии, «на автопилоте», повинуясь некой программе, заложенной подсознание.
Подобное я выслушиваю подчас несколько раз день. Даже на пути к истинно духовной жизни, лудоманов подстерегает немало опасностей. Помню, один человек, пристрастившийся к автоматам, твердо решил порвать с этой страстью. Целый год регулярно ходил в храм, исповедовался, причащался. Казалось, исцелился. А потом ему нужно было отдать большой долг. Родные собрали деньги, вручили ему, он пошел отдавать и... очнулся в салоне, когда выкладывал последние рубли. Это была огромная сумма.
Формирование игровой зависимости — процесс чрезвычайно многогранный. В нем задействованы все возможные системы восприятия человеческого организма. Вот еще одна его очень существенная сторона...
Механизмы человеческой психики не терпят «информационного мусора». В нормальном состоянии существуют барьеры, точно сортирующие информацию «на входе». Но у лудоманов, находящихся под информационным прессингом, все барьеры рушатся. А при накоплении такого рода неразрешенной информации развиваются нервно-психические заболевания...
Человеческая психика такова, что вся информация, которая входит в сознание, требует своего разрешения (обработки). Даже та, что получена краем, периферией сознания. Неразрешенная же информация требует постоянного возврата к ней. Иначе у человека возникает чувство тревоги, дискомфорта, раздражения. Пока информация остается неразрешенной, игрок бессознательно тянется в салон. Когда же информация получает свое разрешение, он уже законченный лудоман. Современная игральная система оказывает на человека такой информационный прессинг, что сознание в принципе не может переработать всю поступающую информацию. А в погоне за выигрышем, пристально следя за мельтешением картинок в барабанах, человек всему придает значение. Часть информации перерабатывается, а часть остается в виде постоянного раздражителя, который требует возврата к себе для устранения проблемы.
По тому, куда направлен взгляд (вверх-влево, вправо-вниз и т. п.), можно установить, какая система (зрение, слух, ощущения) в данный момент используется для оценки поступающей информации и наиболее открыта для воздействия. Соответственно, размещая на экране в нужном месте особые стимулы, можно непосредственно взаимодействовать с определенными отделами мозга, как бы включая и выключая те или иные каналы восприятия.
И цвета можно подобрать далеко не случайно. Всем психологам известен знаменитый тест Люшера, когда испытуемым предлагается выбрать какие-то цвета. По подбору цветовой гаммы делается вывод о психоэмоциональном состоянии испытуемого. Таким же образом открывается возможность обратного влияния на человека средством специального подбора Цветовых факторов. А при помощи современного компьютера не представляет никакой проблемы управлять и звуковыми частотами, связанными с естественными частотами различных отделов мозга, организуя их работу по определенной схеме.
Все это вместе взятое оказывает комплексное воздействие на человека. Создавая на экране в строго определенных местах различные цветовые, звуковые, графические стимулы, добавляя к этому разные околопороговые словесные команды, синхронно модулируемый стереозвук, можно сделать так, что человек незаметно для себя погрузится в измененное состояние сознания. А ведь азартная игра и без того изменяет состояние психики!* Такой человек представляет собой совершенно открытую систему, «открытую личность».
Она открыта для воздействий, ничем не защищена. А то, что на человека можно воздействовать на уровне подсознания, влиять на его поведение, образ мыслей, мировоззрение и т. п., в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Это реальность наших дней.
Психолог Изяслав Адливанкин, К.С. Зорин. "Одержимые". Русский Хронограф. М, 2007