Главная » 2009 » Июнь » 18 » Убеждения и внушения...в жизни
16:15
Убеждения и внушения...в жизни
 Психологическое воздействие на людей является важнейшим практическим направлением в современной психологической науке, поскольку проникает в тайны человеческих взаимоотношений и вооружает основами управления людьми. Эффективность межличностного общения, как показывает практика, во многом зависит от совершенства способности собеседников умело использовать различные виды психологического воздействия. К основным видам психологического воздействия в межличностном общении относят: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание и некоторые другие. Остановимся на двух важнейших видах – убеждении и внушении.

    Убеждение является важнейшим элементом практически любого взаимодействия. Это касается семейно-бытовых, деловых и других взаимоотношений.

    Убеждение представляет собой воздействие на собеседника с целью изменить его отношение к чему-либо, когда он придерживается другого мнения. Важно, чтобы это изменение отношения изменило и поступки человека. Совершенство убеждающего (эристического) воздействия проявляется в том, чтобы оппонент не столько сделал, то, что ему рекомендуют, сколько захотел это сделать. Из этого следует, что цель убеждения состоит в том, чтобы трансформировать своё собственное желание «Я хочу, чтобы вы…» в желание убеждаемого это сделать: «Я тоже теперь так считаю, потому-что…». Однако, для того собеседник захотел сделать то, чего хотите вы, необходимо сначала достичь с ним взаимопонимания, без которого невозможно будет склонить его к своей точке зрения. Итак, в основе убеждения, по утверждению ряда отечественных психологов лежит понимание собеседниками друг друга, т.е. взаимопонимание.

     Установлено, что многократное повторение какого-либо простого действия приводит к ослаблению концентрации внимания на его смысле. В результате повторяемая идея оставляет мнемонические следы в памяти человека, достаточно глубоко врезается в подсознание, что не может не влиять на поступки человека.

    Простое и понятное утверждение, произносимое несколько раз, твёрдо и уверенно, способно управлять как малыми, так и большими группами людей. Причём чем более кратким будет это убеждение, тем сильнее его воздействие. Психологическая сущность внушения заключается в следующем: слова, отличающиеся образностью, легко представляемые в воображении, имеют гораздо большую силу внушения, чем абстрактные и неконкретные. В качестве примера невольно вспоминается блоковское: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…». Воображение здесь рисует картину с определённым драматизмом.

    Передавая какую-либо информацию, крайне важно передать и своё особое эмоционально-чувственное отношение к ней. Для повышения силы внушения психологи рекомендуют особым образом выделить словесно своё отношение к передаваемой информации. Положительное отношение к обсуждаемой проблеме или передаваемой информации, может передаться и вашему партнёру по общению. А это, собственно, и есть механизм заражения и уподобления.

    Формами передачи своего отношения обычно являются: чёткая аргументация, образная эмоциональность, чувственное описание и т.д.

    Очень эффективным средством в передаче своего отношения является умелое использование различных суффиксов – очк, -ечк, -ок, -ек, которые способны предать объекту различный смысл: уменьшительно-ласкательный, превосходный и др. Сравним несколько слов-понятий: «лук – лучок», «грибы – грибочки», «вкусный – вкуснейший» и т.п. Различие очевидно: в первых словах передаётся лишь информация, во вторых же особое эмоциональное отношение, а оно, как известно, заразительно.

    Сила внушения значительно повысится, если избегать слов «нет» и «не». Это означает, что в речи должны быть исключительно положительные высказывания. Установлено экспериментально, что когда в речи говорящего слышны «нет» и «не», то у окружающих невольно возникает отрицательное отношение к сказанному. Подобная речь многими воспринимается как запрет, ограничение, которое навязывается со стороны, как желание поставить их в подчинённо-зависимое положение. Положительные же слова (например, «следует отметить» в отличие от «нельзя не отметить»)  воспринимаются большинством, как правило, без особых внутренних возражений. Для наглядности приведём следующие примеры: «Вы не можете не знать» - «Вам конечно известно»; «Вы, вероятно, ещё не слышали, что…» - «Вы конечно же слышали, что …»

    После ключевых фраз желательно делать выразительные паузы. Это способно существенно повысить значение сказанного. Крайне не желательно говорить на одной ноте. Это может привести к утомляемости слушателя и потере внимания. Меняя силу голоса, темп речи, чётко произнося ключевые слова, подчёркивая их интонационно, можно существенно повысить внушающее речевое воздействие.

    Особое внимание следует уделять темпу речи. От этого во многом зависит понимание сказанного. Не следует говорить демонстративно медленно, ибо так проявляется самоуверенность или тугодумие. Слишком же быстрая речь может вызвать впечатление, что говорящий импульсивный и излишне неуравновешенный человек, более того, такую речь трудно понять. Лучшей же динамикой речи, скорее всего, будет в меру быстрая, литературно грамотная, правильно интонационно окрашенная речь. Обычно именно такая речь воспринимается как проявление высокого интеллекта. Более предпочтительным для внушения считается баритональный тембр голоса. В отличие от баритона сказанное басом невольно воспринимается с некой настороженностью, сказанное же тенором – с оттенком несерьёзности.

    Эффективней используйте многообразие звукосочетаний. Эффект звукосочетаний в своём искусстве использовали в прошлом многие ораторы. Ещё в древности было известно, что некоторые звуки воспринимаются как некоторые величины, имеющие психофизические характеристики, и поэтому к ним формируется определённое эмоционально-чувственное отношение. Сошлёмся на оригинальный, известный многим специалистам по рекламе эксперимент: разным группам людей – как детям, так и взрослым – предъявляли одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом говорили, что одна из них называется «Пим», а другая «Пум». Требовалось определить, какое название  больше соответствует предъявляемым фигуркам. Результат был удивительный: подавляющее большинство ответило, что «Пум» - это большая фигурка, а «Пим» - маленькая. Объяснение при этом давалось следующее: большая, потому что «у», а маленькая, потому что «и». Аналогичные эксперименты позволили выявить и другие закономерности, возникающие при употреблении конкретных звуков. Вот некоторые из них:

Звук «у» ассоциируется с чем-то большим, значительным;

Звук «и» - с маленьким и незначительным;

Звук «а» обычно воспринимается как проявление уверенности, настойчивости;

Звук «о» способен вызвать расслабление, релаксацию, часто «окающие» люди воспринимаются как более доброжелательные;

Звук «ы» воспринимается как проявление чего-то грубого и порочного;

К звукосочетаниям «нг», «рщ», «дг» и некоторым другим, по наблюдениям специалистов, формируется достаточно отрицательное, отталкивающее отношение.

Категория: Полезное и познавательное | Просмотров: 2082 | Добавил: oktavaa | Теги: Убеждения и внушения...в жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar